Внешний осмотр

Во время внешнего осмотра врач изучает состояние кожи, волосяной покров, ногти, слизистые оболочки, позвоночник, суставы, координацию движения и т.д. После проведения внешнего осмотра делается вывод о природе нарушений в организме пациента.

Например,  о проблемах в печени или желчевыводящих путях могут свидетельствовать пожелтения кожного покрова, слизистых ротовой полости и глаз, а также покраснение глаз или затвердение спинных мышц и т.п. Сухость и шершавость языка может свидетельствовать о расстройствах нервной регуляции в организме.

Особое внимание при внешнем осмотре в народной медицине отводится исследованию состояния глаз. Глаза являются экраном состояния внутренних органов, и в особенности это касается печени. Если глаза утрачивают жизнерадостный блеск, приобретают тусклый и безжизненный оттенок, это может означать только одно – у человека появилась тяжелая болезнь. Тибетским врачам даже удается по циферблату зрачка подмечать изменения и на основании их делать вывод относительно здоровья тех или иных органов. В восточной медицине эти участки зрачков принято называть окном во внутренние органы. Желтушность глазных склер, а также неровности в нижней части зрачков могут расцениваться как сигнал заболевания крови; желтушность  склер и неровность в правой части зрачков сигнализируют о заболевании печени. Для проведения качественного внешнего осмотра врачу необходимо обладать хорошим зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. Таким образом, внешние органы чувств выполняют функцию современного диагностического оборудования.

Немало информации тибетскому врачу может дать осмотр языка пациента. Считается, что при заболеваниях, которые относятся к системе рлунг, язык имеет красноватый цвет, его поверхность сухая, шероховатая; при заболеваниях системы мкхрис цвет языка становится бледновато-желтым, он покрывается налетом; при нарушениях в системе бад-кан язык становится бесцветным, мягким и влажным.

При внешнем осмотре больного врач использует не только язык, кожу, глаза, ногти или волосы, но, при необходимости, и мочу пациента. Исследованию мочи, как и языку, уделяется особое внимание, так как по их состоянию оцениваются расстройства трех жизненных начал. К примеру, при расстройствах в системе рлунг язык приобретает красноватый оттенок, его поверхность становится сухой и жесткой, а моча становится похожей на воду, которая сильно пенится. При расстройстве трипа язык больного покрывается толстым налетом, а моча приобретает желто-красный цвет, появляется сильный запах и пар. При расстройстве в системе бад-кан язык теряет цвет, а моча в это время становится белесой, мутной, без особого запах и пара, может возникнуть осадок.

Помимо этого используется особая методика анализа мочи, называемая «Девять пространств». Этот метод адептами народной медицины используется при диагностике расстройств психики, когда их причина до конца не ясна. Эта методика корнями уходит в астрологию, помогая нам понять всю глубину понятия единства человека с окружающим миром и внешними энергиями. В тибетской медицине принято считать, что все происходит не случайно, и каждое случившееся событие можно прочитать как знак чего-то, что случится в будущем. Именно поэтому внешнему осмотру в китайской народной медицине уделяется такое пристальное внимание.