Задержка речевого развития (ОНР, алалия)

Задержка речевого развития – отклонение в сроках формирования речи у детей младше 3-4 лет. Дети с задержкой речевого развития медленнее овладевают устной речью, нежели это предусматривается возрастными нормами. Задержка речевого развития вовсе не редкость: по разным данным, она встречается у 3-10% детей. Если задержка в развитии речи сохраняется после трех лет, она значительно нарушает психологическое взросление ребенка, поэтому задержка речевого и задержка психологического развития зачастую ставятся ребенку одновременно.

Все причины условно можно разделить на биологические и социальные. Биологическими причинами ЗРР являются: минимальная мозговая дисфункция. Может возникать в результате задержки внутриутробного развития, осложнений беременности и родов, черепно-мозговых травм, воспалительных заболеваний мозга и его оболочек; генетическая предрасположенность. В этом случае один или сразу оба родителя имели задержку речи в детстве; невостребованность речи. Это встречается и в семьях, где детям не уделяют должного внимания, либо в семьях, где ребенок, напротив, находится под гиперопекой;

Помощь при задержке речевого развития Объем помощи будет зависеть от причин возникновения ЗРР. При минимальной мозговой дисфункции могут назначаться препараты, улучшающие мозговое кровообращение и обменные процессы в клетках головного мозга - ноотропы. При тугоухости проводится лечение, направленное на восстановление у ребенка слуха, в том числе и при помощи слухового аппарата. Во всех случаях ребенок нуждается в коррекционных занятиях с логопедом и психологом, а также в помощи своих родителей. Чем раньше начато лечении ЗРР, тем быстрее ребенок сможет нагнать ровесников.